Упаковка — одна из форм продвижения товара в рыночном обществе, влияния на потребителя, рекламы предприятия, позволяющая также продавать товар дороже. Упаковочная отрасль, переживающая мировой бум с 70-х годов, продолжает динамичное развитие и в Украине. Выделим шесть самых применяемых видов упаковки — твердая полимерная (ПЭТ, ПЭ), стекло, бумага и картон, жестетара, тетрапак и мягкая полимерная. Самыми широко распространенными можно назвать первые три категории, остальные популярны сегментарно.
Стеклотара
Остается актуальной для виноделов, спиртовиков, парфюмеров. Здесь большое внимание уделяется форме и оригинальному виду тары. Отечественное производство стеклотары качеством не хуже зарубежного, но пока уступает в ассортименте.
Наиболее широкий ассортимент стеклотары из отечественных производителей предлагает ООО "Вольногорское стекло" из Днепропетровской области. Завод занимает более 25% рынка стеклотары Украины. Потребителями вольногорской стеклотары оказались многие водочные компании ("Хортица", "Союз-Виктан", "Олимп", "Медофф", "Мягков", Stoletov), почти все местные заводы шампанских вин и винопродуценты ("Массандра", "Инкерман", "Коблево", "Золотая амфора", "Коктебель").
По свидетельству операторов, быстро "набирают массу" и местные производители эксклюзивной тары, скооперировавшись с дизайнерскими компаниями. Дизайнеры присутствуют на рынке этикетки и логотипов бутылки. Крупный оператор — компания "ЕТЕКС", созданная в 2004 году при поддержке французской полиграфкомпании SMAG.
Картон и бумага
Бумажная упаковка, сдав позиции полимерам в 70—90-х годах, обретает второе дыхание благодаря экологам. Обороты тут колоссальные, например, рынок картонной тары в США по стоимости почти вдвое превышает украинский госбюджет. Потребности внутреннего рынка удовлетворяются более чем на 90% многочисленными местными предприятиями. Первыми стоит назвать Жидачевский, Рубежанский и Киевский комбинаты, концентрирующие, по данным D-Plus, до 80% объемов производства гофрокартона. Правда, эта цифра выглядит явно завышенной, учитывая оценку Ассоциации "Укрпапір", дающей 80% производства этим комбинатам только в сумме с еще десятью предприятиями. Но все отмечают, что вытеснение мелких производителей в новом веке ускорилось.
Известно, что в нашей упаковочной отрасли стали закрепляться высококачественные сорта картонов. Эксперты отмечают в этой нише киевское ОКБ "Ротэкс" — ведущего поставщика полноцветной кашированной упаковки. Бумажные пакеты производят многие фирмы, в частности днепропетровское предприятие "ВИК-Ком". Незначительный импорт новой тары идет из стран Восточной Европы и Прибалтики. Российский бизнес представлен Троицкой бумажной фабрикой. Но характерно, что рынок гофрокартонной тары (объемом 10—15 млн. ящиков) часто насыщается не местным или новым импортным, а подержанным импортным ящиком, например, из-под бананов и апельсинов.
ПЭ и ПЭТ
Полиэтиленовая тара (ПЭ) производится 10—20 отечественными компаниями. Ведущими считаются киевские "Терра-Пласт", "Политор", "СВП-Артсинак", днепропетровские "Полипак" и "Лидер", западноукраинские "Луцкпластмасс" и "А.С.Т.-Р" и т. д. Суммарный объем производства превышает $1,3 млн. Как правило, ПЭ используется в непищевых сегментах: авто-, строительной и парфюмерной индустрии. Более тысячи тонн импортируется (свыше $2 млн.) — как правило, из Польши, а также Германии, России, Румынии, Китая. Экспорт — свыше полутысячи тонн — идет преимущественно в Турцию. Считают, что рынок полиэтиленовой тары пока находится в стадии формирования. Если со стеклотарой, бумагой и полиэтиленовой тарой десятилетиями не происходит особых изменений, то стеклоподобный пластик (ПЭТ) совершенствуется ежегодно. Первые ПЭТ-бутылки были созданы в 1977 году фирмой Du Pont, и даже спустя 15 лет эта тара страдала массой изъянов (например, была опасной для здоровья при многоразовом применении).
Сейчас мировой рынок производства и сбыта ПЭТ-тары ежегодно растет на 10%, для Украины с середины 90-х рост стабильно оценивается в 15%. На Западе в поклонники ПЭТ записались уже производители косметики, бытовой и автохимии, у нас же рост обеспечивают в основном пивобезалкогольный и масложировой сегменты. Здесь ПЭТ вытеснил почти все виды тары, урезав до минимума долю традиционной стеклотары. У пивоваров ПЭТ-тара еще не завоевала лидерство, но доля ее постоянно растет (на 10%), особенно летом. Крупнейший производитель соков — концерн "Эрлан" (торгмарка "Биола") использует только ПЭТ-тару, хотя остальные соковики предпочитают тетрапак. ПЭТ-упаковка появилась и в молочной промышленности: пионерами выступили "Вимм Билль Данн" и "Галактон". Емкость рынка, по разным оценкам, составляет несколько миллиардов бутылок в год, то есть по сотне на украинца. Сырье для тары — импортное и качественное — закупается в Азии, реже в Европе. Каких-то заметных инновационных прорывов в украинском ПЭТ-производстве пока не наблюдается, хотя на Западе вместо ПЭТ начинают применять и другие виды более дорогих полимеров (например, ПЭН).
Жестяная тара
Остается уделом рыбных хозяйств и лакокрасочных заводов, которые вместе потребляют почти полмиллиарда условных банок. На их производстве специализируется десяток крупных заводов (в центральных регионах), ориентированных на внутренний рынок. Известно также, что крупные пищевые и лакокрасочные предприятия могут иметь и свои производства жестебанок. Все они работают с белой жестью единственного украинского продуцента — ОАО "Запорожсталь" — или импортной от "ИСПАТ-Кармет" (Казахстан), Магнитогорского меткомбината (Россия) или Us Steel Kosice (Словакия). Присутствие импортеров по мере сближения Украины с Европой будет становиться более заметным. Представители ООО "Фогель и Ноот Украина" объясняют это тем, что устаревшие технологии наших производителей на Западе запрещены — там давно производится не паяная, а сварная жестебанка.
Тетрапак и "мясопак"
Картонный ламинат впервые появился в молочной отрасли еще на закате СССР благодаря шведской компании "Тетра Пак". За 20 лет ни эта компания, ни ее бумажные кубы особо не изменились, слегка поменялся только основной рынок сбыта — с молочного на соковый. По разным оценкам, "Тетра Пак" в СНГ контролирует 70—85% рынка упаковки для соков, 15—20% — молока, 5—10% — вина. Норвежский бизнес в лице ОАО "Элопак-Фастов" организовал у нас производство молочных пакетов и тары; свыше половины продукции идет на экспорт в СНГ.
Отдельной темой являются мясные упаковки. Лидером здесь считают "ПентоПак" с торгмаркой "Пентафлекс", которая экспортируется в более чем 30 стран мира. Компания включает в себя головное предприятие АО "ПентоПак" в Борисполе и два дочерних — в Украине и Москве. Термоусадочные вакуумные пакеты предлагает компания "Атлантис-Пак". Немецкая компания NALO — лидер производства колбасных оболочек — продвигается на рынке через краматорское ООО "Технопрод". Сейчас рекламирует десяток видов пленок. Киевское ОАО "Укрпластик" предлагает ламинаты для новомодных мягких упаковок майонеза. ООО "Фамер" производит вакуумные пакеты, тарелкоподдоны, ПВХ-пленку и термоэтикетки. Харьковское ООО Service-Pack поставляет блистерную упаковку, коррексы, флок-упаковку и приступило к производству цилиндрических туб для кондитерской и косметической отраслей. Ведущим же и единственным в СНГ производителем всех видов туб для пищевой, бытовой, косметической и фармацевтической промышленности является Харьковский тубный завод. В производстве клея для этикеток лидирует харьковское НПП "Люкс-Х", занимающее свыше трети рынка этикетировочного клея.
Тенденции и проблемы бизнеса
Главными проблемами отраслевики называют отсутствие грамотных специалистов и присутствие нелегалов, часто меняющееся налоговое и таможенное законодательство и проблемы утилизации упаковки. Несмотря на успехи местных производителей, импорт фасовочно-упаковочной продукции до сих пор оценивался в 40%. По мнению операторов, для завоевания своего рынка и продвижения продукции за рубеж необходима ассоциация производителей упаковки, подобно созданной в России. Директор завода "Термо-Пак" Яков Усенко и другие руководители считают, что координирующий орган существенно облегчил бы лоббирование интересов упаковочной отрасли на государственном уровне.
По мнению представителей НПП "Интермаш", к созданию такой ассоциации необходимо привлечь всех производителей. Рост отрасли тормозится и нехваткой автоматизированных складов европейского уровня. Представитель НИЦ "Томаполхарчопак" Станислав Прудников считает, что скоро остро встанет вопрос переработки вторичной упаковки. Наконец, почти все производители жалуются на низкий уровень приходящих на смену "советским" кадрам молодых специалистов. Представитель Барского машзавода Александр Лотоцкий отмечает, что нынешние предприятия оборудованы сложными станками, но студентов на практику сюда до сих пор не направляют. Между тем инженерный состав стареет, и уже сейчас специалистов не хватает. Специалисты нужны производителям и для разворачивания своего производства программных продуктов, которые сейчас, как правило, импортируются.
Кроме того, остается проблема закупок импортного "бэушного" оборудования. По мнению руководства ТФК, эта практика в итоге не приносит выгоды местным операторам, поскольку подержанная техника требует постоянного сервиса, а работать с западными сервис-центрами очень неудобно и дорого (тысячи долларов в день). По мнению руководства компании "Элопак", на развитии отрасли сказывается и изменение цен на нефть и газ. Руководство харьковского "Люкс-Х" жалуется на низкое качество местного сырья (казеина) для производства клея. Есть и другие проблемы. производители опасаются экспансии со стороны Евросоюза, особенно сейчас, после понижений курса евро. А вот перспектива вступления в ВТО упаковщиков особо не пугает. По словам главинженера компании ТФК Александра Середы, в этом случае можно прогнозировать всплеск производства упаковочного оборудования. Это возможно из-за снижения конкурентоспособности восточноевропейцев, поскольку тамошние производители наверняка попытаются заказать оборудование у нас, в том числе под своей маркой. |